home прерывание беременности Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение

Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение

Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение

Среди основополагающих принципов, которым наша религия придает первостепенное значение, значится охрана жизни человека и его потомства. В связи с этим наша религия побуждает человека к браку и запрещает убийство не по праву. Ребенка, живущего в утробе матери, называют эмбрионом. Какое-либо вмешательство извне, совершенное матерью или иным лицом и ставшее причиной выкидыша или смерти плода, является предметом изучения с точки зрения его запрещенности или дозволенности, а также с точки зрения юридической ответственности, которую несет лицо, осуществившее это вмешательство и его окружение.

Мы же здесь рассмотрим только религиозные установления в отношении действий, совершенных с целью прерывания беременности. По мнению некоторых исламских ученых, прерывание беременности запрещено. По мнению Ибн Джузайа, являвшегося факихом маликитского мазхаба, после того, как сперма попала в матку, любое вмешательство является запрещенным, вмешательство после того, как эмбрион уже сформировался, имеет еще более сильный запрет, а вмешательство после того, как в зародыш вдохнули душу, является убийством человека. И он также подчеркивал, что по этому поводу существует единогласное мнение ученых.

Имам Газали являвшийся одним из крупнейших ученых шафиитского мазхаба, придерживался того же мнения. По мнению мазхаба Шафии, прерывание беременности в течении первых сорока дней, при наличии обоюдного согласия супругов и проводимое двумя надежными врачами безопасным для жизни женщины образом, не является харамом, но является нежелательным действием, близким к хараму (макрух). Прерывание же беременности после сорока дней является запрещенным. И чем больше срок, тем жестче этот запрет.

По мнению ученых-шафиитов, формирование плода начинается после сорока дней. Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение шафиитов, согласно их мнению, прерывание беременности в течении первых сорока дней, до того, как начнется формирование плода, является разрешенным. Проведение аборта после этого срока является запрещенным. По мнению других ученых-ханбалитов, аборт запрещено делать после того, как у зародыша появятся признаки жизни, то есть после четырех месяцев.

Среди факихов ханафитского мазхаба по этому поводу существуют различные мнения. По мнению некоторых, избавление от несформировавшегося плода с неразвитыми органами, является разрешенным, и этот срок составляет первые сто двадцать дней. Некоторые же ученые ханафитского мазхаба высказались против того, чтобы считать избавление от плода разрешенным, и были не согласны с установленными сроками развития плода. По их мнению, даже если зародышу, находящемуся в утробе матери не исполнилось четырех месяцев, проведение аборта запрещено.

Проводящий аборт хоть и не рассматривается как совершивший убийство, но, тем не менее, считается совершившим грех. Некоторые исламские ученые высказали мнение о том, что формирование плода происходит раньше указанного срока и обратили внимание на то, что слово формирование в данном случае может означать вдыхание души. Так как в одном из хадисов сто двадцатый день упоминается как день, в который зародыш обретает душу (Бухари, Бадуль-Хальк, 6; Муслим, Кадар, 1). Также ученые ханафитского мазхаба сказали о том, что если выкидыш сформировался хотя бы частично, например можно различить пальцы, то в этом случае он считается ребенком, и произошедший выкидыш рассматривается как роды, и таким образом вступают в силу правовые решения, связанные с рождением ребенка.

Автор: Сафия Мустафина