В августе 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло решение резко сократить перечень социальных показаний для производства искусственного аборта (Вставка 3). Как было показано выше, доля таких абортов крайне невелика (порядка 2%) и не может серьезным образом повлиять на всю ситуацию с абортами в стране. Тем не менее, решение правительства симптоматично как попытка решить еще один сложный социальный вопрос с помощью административно-правового регулирования, в принципе непригодного для такого рода решений.
Идея законодательно ограничить аборты по социальным показаниям для России не нова. В 1999 году депутаты Госдумы пытались принять проект закона О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения, в котором аборты по социальным показаниям запрещались. В пояснительной записке к проекту закона его авторы — депутаты-врачи В. Шарапов (НДР) и В.
Давиденко (ЛДПР) — возмущались тем, что действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству женщин принимать не ограниченное ничем решение об уничтожении ребенка. Тогда медикам, запротестовавшим против этого законопроекта, удалось приостановить его обсуждение. Однако попытки добиться сокращения перечня социальных показаний для производства абортов продолжались. В 2002 г.
депутат Госдумы РФ Александр Чуев (Единство) подготовил к рассмотрению в нижней палате парламента законопроект О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на защиту жизни нерожденных детей. Документ предусматривает изъятие из юридической практики РФ понятия искусственное прерывание беременности по социальным показаниям. Рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенное время. Но затем инициативу решил проявить Минздрав, что было совсем уже странно.
Заместитель министра здравоохранения России О. Шарапова недавно заявила, что Минздрав направил в правительство законопроект, принятие которого значительно сократит перечень социальных показаний для проведения абортов. Законопроект, согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами, предусматривает сокращение перечня социальных показаний для проведения медицинских абортов с 13 пунктов до трех: наличия судебного решения об ограничении родительских прав, беременности в результате изнасилования и смерти мужа во время беременности. Такие решения достаточно спорны, они могут привести к существенному увеличению криминальных абортов, к отказу родителей от рожденных детей, к иным негативным социальным последствиям.
Не гуманнее ли развивать систему контрацепции, хотя она требует определенных затрат. Во вставке 4 приводятся мнения экспертов по поводу возможного ограничения абортов по социальным показаниям и на сроках беременности свыше 12 недель: Судя по тому, что решение Правительства было принято — и довольно поспешно, поскольку информация об инициативе Минздрава появилась только в июне, — мнение экспертов не было услышано, а у принимающих решение инстанций, видимо, было стремление избежать серьезной общественной экспертизы принимаемых мер. С учетом того, что все это происходит на фоне быстрого снижения числа абортов в стране, такая поспешность трудно объяснима. 5 — Ирина Бардецкая.
Абортная культура (Итоги 12 2001 год). 6 — Депутат Госдумы Александр Чуев предлагает законодательно запретить аборты по социальным показаниям. Росбалт, 19 сентября 2002 года. 7 — Минздрав России намерен сократить перечень социальных показаний для проведения абортов Mednovosti.
ru 12 июня Mednovosti. ru, 12 июня 2003 года.