Среди основополагающих принципов, которым наша религия придает первостепенное значение, значится охрана жизни человека и его потомства. В связи с этим наша религия побуждает человека к браку и запрещает убийство не по праву. Ребенка, живущего в утробе матери, называют эмбрионом. Какое-либо вмешательство извне, совершенное матерью или иным лицом и ставшее причиной выкидыша или смерти плода, является предметом изучения с точки зрения его запрещенности или дозволенности, а также с точки зрения юридической ответственности, которую несет лицо, осуществившее это вмешательство и его окружение.
Мы же здесь рассмотрим только религиозные установления в отношении действий, совершенных с целью прерывания беременности. По мнению некоторых исламских ученых, прерывание беременности запрещено. По мнению Ибн Джузайа, являвшегося факихом маликитского мазхаба, после того, как сперма попала в матку, любое вмешательство является запрещенным, вмешательство после того, как эмбрион уже сформировался, имеет еще более сильный запрет, а вмешательство после того, как в зародыш вдохнули душу, является убийством человека. И он также подчеркивал, что по этому поводу существует единогласное мнение ученых.
Имам Газали являвшийся одним из крупнейших ученых шафиитского мазхаба, придерживался того же мнения. По мнению мазхаба Шафии, прерывание беременности в течении первых сорока дней, при наличии обоюдного согласия супругов и проводимое двумя надежными врачами безопасным для жизни женщины образом, не является харамом, но является нежелательным действием, близким к хараму (макрух). Прерывание же беременности после сорока дней является запрещенным. И чем больше срок, тем жестче этот запрет.
По мнению ученых-шафиитов, формирование плода начинается после сорока дней. Некоторые ученые ханбалитского мазхаба разделяли мнение шафиитов, согласно их мнению, прерывание беременности в течении первых сорока дней, до того, как начнется формирование плода, является разрешенным. Проведение аборта после этого срока является запрещенным. По мнению других ученых-ханбалитов, аборт запрещено делать после того, как у зародыша появятся признаки жизни, то есть после четырех месяцев.
Среди факихов ханафитского мазхаба по этому поводу существуют различные мнения. По мнению некоторых, избавление от несформировавшегося плода с неразвитыми органами, является разрешенным, и этот срок составляет первые сто двадцать дней. Некоторые же ученые ханафитского мазхаба высказались против того, чтобы считать избавление от плода разрешенным, и были не согласны с установленными сроками развития плода. По их мнению, даже если зародышу, находящемуся в утробе матери не исполнилось четырех месяцев, проведение аборта запрещено.
Проводящий аборт хоть и не рассматривается как совершивший убийство, но, тем не менее, считается совершившим грех. Некоторые исламские ученые высказали мнение о том, что формирование плода происходит раньше указанного срока и обратили внимание на то, что слово формирование в данном случае может означать вдыхание души. Так как в одном из хадисов сто двадцатый день упоминается как день, в который зародыш обретает душу (Бухари, Бадуль-Хальк, 6; Муслим, Кадар, 1). Также ученые ханафитского мазхаба сказали о том, что если выкидыш сформировался хотя бы частично, например можно различить пальцы, то в этом случае он считается ребенком, и произошедший выкидыш рассматривается как роды, и таким образом вступают в силу правовые решения, связанные с рождением ребенка.
Автор: Сафия Мустафина